ВОРОБЬЕВ Максим Никифорович
Живописец (1787 - 1855), занимающий
значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник
целого поколения русских пейзажистов. Сын вахтера Академии Художеств,
Воробьев в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию и оказал
большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре (профессор Томас
де-Томон) и пейзажной живописи; наставниками его в последнем были Ф.Я.
Алексеев и, вероятно, М.М. Иванов (пейзажист). Род живописи, избранный
молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим
начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал
человеческие фигуры, оживлявшие его картины. В 1809 г. Ф.Я. Алексеев,
пейзажист декорационного направления, участник экспедиции для изучения
исторических местностей Средней России, получил в помощники, для писания
видов городов, молодого Воробьева. Для оживления этих видов человеческими
фигурами Алексеев решил изобразить эпизоды посещения городов государем. Эта
официальная задача была выполнена им и Воробьевым с успехом. В 1813 - 1814
гг. Воробьев присутствовал при главной квартире в Германии и Франции, а в 1820
г. совершил, по поручению правительства, путешествие в Палестину, где он
вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами.
Трудность этого предприятия заключалась в том, что все измерения и рисунки
надо было делать тайком от надзора местных мусульманских властей. Кроме
храмов, Воробьев нарисовал несколько пейзажных видов "Иерусалима" и
"Мертвого моря, а по пути в Палестину - виды "Константинополя", острова
"Родоса", "Смирны", "Яффы" и др. Все эти материалы для будущих картин
заключались в 90 листах акварельных рисунков частью эскизных, частью весьма
оконченных. Путешествие Воробьева к Святым Местам было устроено Николаем
Павловичем , тогда еще великим князем, который желал привести в
надлежащий вид храм Воскресения Христова, в Новом Иерусалиме, в
окрестностях Москвы. По возвращении в Петербург, Воробьев написал (1823)
"Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме" и в том же году - "Нева со
стороны Троицкого моста при лунном освещении". Позднее - "Внутренность
придела Голгофы в храме Воскресения" (фигуры выражают момент призыва к
причащению). В 1827 г. Воробьев написал: "Восход солнца над Невой", "Мертвое
море", "Вечер у Абу-Гоша арабского шейха" (почти жанровая картинка), "Вид
Смирны". Во время турецкой войны в 1828 г. Воробьев состоял при свите
государя для рисования и писания этюдов по указаниям его величества. Плодом
этого времени были между прочим: "Вид осады Варны", "Взрыв Варны", "Вид
Одессы", "Корабль во время бури, на котором находился государь". Глубоко
сохранившиеся воспоминания о Иерусалиме были вызваны к жизни через 16 лет
после палестинского путешествия ("Общий вид Иерусалима", а также "Вид
Константинополя с азиатского берега"). С 1840 г. начинается печальный период
жизни Воробьева; потеряв в этом году нежно-любимую жену, он стал
перерождаться морально в худшую сторону, впал в излишества, развившие в нем
болезнь, от которой он скончался в 1855 г.; в тот же период понизилась и
художественная его деятельность. Последние годы своей жизни он занимался
преимущественно итальянскими видами, по этюдам, сделанным им в
окрестностях Рима и Палермо, во время путешествия 1844 - 1846 гг.
Современники ставили Воробьева очень высоко. Н. Кукольник , издатель
журнала Изящных Искусств", отзывался о "Виде Константинополя",
действительно одной из лучших картин Воробьева, так: "это не картина, а ода из
воды, земли и воздуха". К лучшим же картинам рода открытого пейзажа с
далеким горизонтом принадлежат "Мертвое море" и некоторые виды Невы.
"Ночной вид Невы", о котором было упомянуто выше, по стилю напоминает
французского художника Жозефа Верне. Впрочем, изображение воды в движении,
в особенности большие волны, слабо удавались нашему художнику, которого
главная сила заключалась в линейной и воздушной перспективе и в разумном
понимании отношения между силами красок. Если в числе произведений
Воробьева было немного чисто художественных, то это следует приписать не
недостатку таланта в нем, а тому обстоятельству, что много лет он, относительно
выбора сюжетов и отчасти способов их обработки, был в зависимости от
посторонних указаний. Таковы, например, его картины, относящиеся к войне 1828
г., большая часть его перспективных картин святынь Иерусалима, изображения
парадов, торжественных въездов и т. п. работы, в которых безусловная верность с
действительностью была господствующим требованием. Большая часть
деятельности Воробьева была служебно-художественная и только в редких
случаях он беспрепятственно отдавался художественному настроению, причем он
передавал не только общие впечатления от широких пространств, но занимался и
мирной жизнью природы, как это видно в некоторых видах Парголова. Самая
оригинальная его художественная попытка, впрочем, более смелая, чем
успешная, это - "Гроза" (удар молнии в дерево) с человеческой фигурой,
скрывающейся от страшного явления, оптическая задача, почти невозможная для
живописи. Техника картин Воробьева полна знания, обдумана и закончена, но при
всем том свободна. Артистическая натура Воробьева выказалась еще в его
занятиях музыкой: он прекрасно владел скрипкой. Материально Воробьев был
главнейше поддерживаем заказами Государя и других высочайших особ,
пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме
того, он писал картины для графа А.Х. Бенкендорфа , князя М.С. Воронцова,
причем он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих
картин. Однако под конец многие из его произведений не были никем
приобретаемы, так что у художника составился целый музей его картин, которые
разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не
имевшую большого успеха. Главные картины Воробьева находятся во дворцах, в
имении Фалл графа Бенкендорфа и в немногих частных собраниях. В Эрмитаже
находится "Придел Голгофы". В настоящее время они не могут служить
руководством и образцом; но в свое время Воробьев научил многому и многих не
только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов. Он, как и никто другой,
не мог создать талантов, так что в длинном списке его учеников встречается
больше тружеников (например, братья Чернецовы), чем талантов; тем не менее в
числе последних есть такие имена, как безвременно умерший Лебедев , ныне
еще действующий Л. Лагорио и прекративший художественную деятельность
М.К. Клодт ; А.П. Боголюбов , И.И. Шишкин , вначале были учениками
Воробьева так же, как и братья Горавские и Гине (умерший), Дорогов (умерший).
Подробное жизнеописание Воробьева см. "Вестник Изящных Искусств" 1890 г.,
статья Петрова. Ф. Петрушевский.
|