ВИТБЕРГ Александр Лаврентьевич
Русский живописец и отчасти архитектор,
известный в особенности своим (неосуществленным) проектом храма Спасителя в
Москве. Отец художника, шведский бюргер, выехал в Россию с женой в 1779 году.
В 1787 г. у него родился сын Карл, впоследствии перешедший в православие и
получивший имя Александр. Он сначала учился в горном корпусе, а потом в
анненской школе и, наконец, в 1802 г. поступил в академию художеств. Во время
пребывания своего в академии Витберг получил все медали. Из них золотую
медаль в 1807 г. за программу "Три отрока" (библейский сюжет). В том же году
Витберг был оставлен при академии "пансионером для вояжирования". В 1808
году получил золотую медаль за картину "Русская правда", а в следующем году
снова золотую медаль за картину "Андромаха, оплакивающая Гектора"
(находится в академии), после чего Витберг был назначен помощником
профессора Угрюмова для обучения в натурном классе. Из других картин
Витберга известны: в галерее Прянишникова "Изведение апостола Павла из
темницы" и "Снятие со креста" - картина, в настоящее время исчезнувшая
неизвестно куда. Летом 1813 г. Витберг отправился в отпуск в Москву, где ему
было поручено исполнение виньеток и картин на события 1812 года, а также
портретов лиц, особенно отличившихся в отечественную войну. Благодаря этому
заказу, Витберг сблизился со многими непосредственными участниками событий
1812 года, и тут, вероятно, впервые зародилась в нем идея создать проект
грандиозного храма в память событий Отечественной войны. По совету
тогдашнего министра просвещения, князя Голицына , стал изучать зодчество.
Мистик по натуре и по складу ума, Витберг положил и в основании своего проекта
некоторые мистические воззрения в духе христианства. Императору Александру I
проект Витберга понравился необыкновенно как своей основной идеей, так и
грандиозностью. Предполагалось построить храм Спасителя на Воробьевых горах
близ Москвы. Витберг был поставлен во главе комиссии, которой поручены были
все распоряжения по постройке. Закладка храма состоялась 12 октября 1817 г. и
обошлась 24000 рублей. По смелости и колоссальности идеи его проект может
считаться одной из любопытнейший архитектурных композиций нового времени.
Но при всей своей талантливости Витберг был горд и заносчив, а потому вскоре
нажил себе врагов. Многим проект его казался невыполнимым; все ужасались
размером будущего храма. Иначе посмотрел на дело император Александр I,
считавший Витберга гением, перед которым должны были смиряться все
смертные. Витберг не ладил с прозой жизни, не умел бороться с препятствиями,
был плохой дипломат. В делах постройки Витберг запутался, как поэт, не
умевший вести никаких счетов. Вскоре обнаружились злоупотребления в
громадных размерах, и Витберг оказался виноватым, будучи человеком редкой,
высокой честности. Постройка храма была сначала приостановлена, а потом и
совершенно прекращена; назначена следственная комиссия, и Витберг был сослан
в Вятскую губернию. Он умер в 1855 г. Витберг оставил после себя любопытные
записки, которые были диктованы им в Вятке А.И. Герцену . Эти записки были
напечатаны в "Русской Старине" в 1872 г. (т. V и VI). Там же приложен портрет
Витберга (1872, т. V) и рисунок его проекта. В "Былом и Думах" Герцена Витбергу
посвящено много восторженных страниц. В. Чуйко.
|