ВИЛЛЛЕВАЛЬДЕ Богдан Павлович
Профессор батальной живописи. Родился в
Павловске в 1818 г. Первоначально изучал живопись у иностранного художника
Юнгштедта, а в академию поступил в 1838 г., где занимался под руководством
К.П. Брюллова и А.Н. Зауервейда. Имеет все академические медали. В 1842
году был отправлен за границу пансионером академии, но в 1844 году был вызван
в Россию, по высочайшему повелению, для окончания работ, высочайше
заказанных Зауервейду, умершему до выполнения их. В 1848 г. получил звание
профессора за программу: "Сражение при Гисгюбеле" и "Сражение при Париже";
с тех пор он состоял профессором академии художеств. Виллевальде
окончательно посвятил себя военному жанру. Он объезжал и собирал на месте
материал для своих картин в Венгерской кампании 1849 года, на Дунае в 1854, под
Севастополем в 1855 г., на Кавказе в 1860 г., в Малой Азии и на Дунае в
последнюю Русско-турецкую войну. Умер в Дрездене 11 (23) апреля 1903 г.
Большинство его жанровых картин взято им из кампании 1812 г.; все они,
главным образом, написаны по рассказам очевидцев или по сохранившимся
документам. Большинство этих произведений находится в галереях и дворцах особ
Императорской фамилии. Приводим название нескольких его картин: "Сражение
при Быстрице, 1849 г.", "Сражение под Карсом", "Атака под Варшавой",
"Охотники Шериванского полка на Гунибе", "Сражение при Брони", "Сражение
при Грохове", "Сражение при Гравелоте, в 1870 г.", "Сражение при Бронницах",
"Башкиры во Франции в 1814 г.", "Александр I в Дрездене на террасе Брюля",
"Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице", "Казаки при Бауцене в 1813
г.", "Граф Блюхер и казаки в Бауцене после сражения в 1813 г.", "Печальное
известие (1813)", "Лейб-гусар и савойяры (1813)", "Казаки на Рейне (1814 года)",
"Казаки везде дома (1815)", "Не бойтесь, мы казаки. Саксония, 1813 г.", "Сдача
Шамиля", "Император Александр I в лагере башкирского войска на
Бельвильских высотах, в Париже в 1814 г.", "Торжественный въезд императора
Александра II в Москву для коронации в 1856 году", "На берегу Дуная в 1877 г.",
"Разъезд улан в Болгарии". Разнообразие композиции, часто драматический
характер сцен, иногда юмористический оттенок, историческая верность,
типичность фигур - вот достоинства картин Виллевальде. Можно сказать, что
Виллевальде создал русский баталический жанр и русскую батальную живопись.
Под его руководством образовались почти все лучшие русские баталисты. В.
Чуйко.
|